Дата публикации: 21.12.2020 11:09
Дата изменения: 21.12.2020 11:13

Таможенная проверка

         

Таможенная проверка – форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с таможенным и иным законодательством Республики Казахстан, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном таможенным и иным законодательством Республики Казахстан.

Таможенная проверка проводится таможенным органом в отношении проверяемых лиц, созданных, зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстан и (или) имеющих постоянное место жительство на территории Республики Казахстан.

Под проверяемыми лицами понимаются следующие лица:

- декларант;    

-перевозчик;   

-лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения;    

-лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела; 

-лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;    

-уполномоченный экономический оператор;    

-лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;   

-лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза.

При проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться:

      1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

      2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

     3) соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами;

     4) исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела;

      5) соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом;

     6) соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных настоящим Кодексом;

     7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза, таможенным и иным законодательством Республики Казахстан.

Таможенная проверка может быть камеральной или выездной.

          При установлении в ходе проведения таможенной проверки признаков административного или уголовного правонарушения таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Выездная таможенная проверка.

 

          Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности такими лицами (далее в настоящей главе – объекты проверяемого лица).

          Выездные таможенные проверки подразделяются на следующие виды:

      1) внеплановая выездная таможенная проверка;

      2) встречная внеплановая выездная таможенная проверка.

          Выездная таможенная проверка проводится на основании предписания. Предписание должно быть подписано руководителем (лицом, его замещающим) таможенного органа. Форма предписания утверждается уполномоченным органом.

          На основании одного предписания проводится только одна проверка проверяемого лица. Предписание регистрируется до начала проверки в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам путем его представления территориальному подразделению уполномоченного органа по правовой статистике и специальным учетам по месту нахождения проверяемого субъекта, в том числе в электронной форме.

          В случаях продления срока выездной таможенной проверки, а также ее приостановления, в предписание вносятся соответствующие записи и уведомляется проверяемое лицо.

      При этом при продлении сроков проведения выездной таможенной проверки и (или) изменении количества, и (или) замене лиц, проводящих проверку, и (или) изменении проверяемого периода оформляется дополнительное предписание, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего предписания, фамилии, имена и отчества (при их наличии) лиц, привлекаемых к проведению проверки в соответствии с настоящим Кодексом.

           Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам проведения таможенного контроля в иных формах, а также по результатам проведения камеральной таможенной проверки.

          Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок.

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок могут являться:

      1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных и иных государственных органов Республики Казахстан, и свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и иного законодательства Республики Казахстан;

      2) информация, свидетельствующая о возможном нарушении таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и иного законодательства Республики Казахстан;

      3) заявление лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;

     4) представление уполномоченным экономическим оператором таможенному органу информации об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр уполномоченных экономических операторов о находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) открытых площадках (частях открытых площадок), предназначенных для временного хранения товаров;

     5) необходимость проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи;

     6) обращение (запрос) компетентного органа государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, о проведении проверки лица, совершавшего сделки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с иностранным лицом;

      7) поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств-членов Евразийского экономического союза по материалам проверки сообщения об уголовном правонарушении или по возбужденному уголовному делу;

      8) поручение таможенного органа одного государства-члена Евразийского экономического союза, данного таможенному органу другого государства-члена Евразийского экономического союза, о проведении выездной таможенной проверки у лица, созданного и (или) зарегистрированного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, при направлении поручения таможенному органу по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и (или) 3) пункта 3 статьи 447 настоящего Кодекса;

      9) проверка сведений, полученных в результате информационного обмена с налоговыми, таможенными и правоохранительными органами иностранных государств;

     10) случаи, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;

      11) обращения физических и юридических лиц, государственных органов, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и иного законодательства Республики Казахстан;

      12) инициативное обращение лица о проведении таможенной проверки;

     13) необходимость проведения проверки по вопросам, изложенным в жалобе на уведомление о результатах проверки;

      14) необходимость проверки соблюдения плательщиком требований распоряжения о приостановлении расходных операций по кассе;

      15) непредставление лицом по требованию таможенного органа в установленный срок списка дебиторов, либо предоставления сведений об отсутствии дебиторов;

      16) непредставление дебитором по требованию таможенного органа в установленный срок акта сверки взаиморасчетов с плательщиком;

      17) результаты проведения камеральной таможенной проверки, свидетельствующие о возможном нарушении законодательства Республики Казахстан в сфере таможенного регулирования, в том числе при непредставлении по требованию органа государственных доходов в установленный срок документов и (или) сведений;

      18) результаты проведения налогового контроля, таможенного контроля в иных формах и (или) применения мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Республики Казахстан;

      19) случаи получения ответа, не поступившего в ходе предыдущей таможенной проверки, по ранее направленным запросам таможенным органов;

      20) реорганизация проверяемого лица и (или) подача проверяемым лицом документов на банкротство (ликвидацию).

          При необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная внеплановая выездная таможенная проверка у лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстан, при проведении выездной таможенной проверки таможенным органом, и связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

          Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии предписания о проведении таможенной проверки.

           Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица, лицу, замещающему руководителя, либо представителю проверяемого лица свои служебные удостоверения

          В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения (дополнения) проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

          Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать два месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений.

          Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен на один месяц по решению таможенного органа, который проводит такую проверку.

          Проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя таможенного органа, осуществляющего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя руководителя таможенного органа либо замещающих их лиц при необходимости:

      1) проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки;

      2) проведения таможенной экспертизы;

      3) направления запросов в компетентные органы Республики Казахстан, компетентные органы других государств-членов Евразийского экономического союза или государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза;

      4) восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки;

      5) представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки;

           Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать двадцати четырех месяцев. При этом не позднее одного рабочего дня с даты приостановления или возобновления выездной таможенной проверки проверяемому лицу под роспись или по почте заказным письмом с уведомлением направляется извещение о приостановлении или возобновлении проверки с уведомлением органа прокуратуры.

          Срок приостановления выездной таможенной проверки по основаниям, установленным настоящим пунктом, не включается в срок проведения выездной таможенной проверки.

          Результаты выездной таможенной проверки оформляются актом выездной таможенной проверки.

          В акте выездной таможенной проверки должны быть указаны следующие сведения:

      1) место проведения таможенной проверки, номер и дата составления акта выездной таможенной проверки;

      2) наименование таможенного органа, проводившего проверку;

      3) основание назначения и вид выездной таможенной проверки;

     4) дата и номер предписания о проведении выездной таможенной проверки;

      5) должность, фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностных лиц таможенного органа, проводивших выездную таможенную проверку;

      6) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование проверяемого лица, сведения о месте нахождения и месте фактического осуществления деятельности проверяемого лица, его идентификационные номера;

      7) реквизиты банковских счетов проверяемого лица;

      8) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя и должностных лиц проверяемого лица, ответственных за ведение таможенной и финансовой отчетности, уплату таможенных платежей и налогов, взимаемых таможенными органами;

      9) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), должность лиц, привлеченных для участия в выездной таможенной проверке;

      10) проверяемый период и сведения о проверенных документах, в том числе представленных проверяемым лицом;

      11) даты начала и завершения проведения выездной таможенной проверки, а в случае приостановления проведения и (или) продления срока проведения выездной таможенной проверки – также указываются периоды такого приостановления и (или) продления;

     12) сведения о формах таможенного контроля, иных действиях, проведенных в ходе выездной таможенной проверки;

      13) сведения о предыдущей проверке и принятых мерах по устранению ранее выявленных нарушений таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан;

     14) подробное описание выявленных фактов, свидетельствующих о нарушениях таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и (или) иного законодательства Республики Казахстан, с указанием положений таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и (или) иного законодательства Республики Казахстан либо сведения об отсутствии таковых;

      15) выводы по результатам выездной таможенной проверки.

          До составления акта выездной таможенной проверки, предусмотренного пунктом 19 настоящей статьи, в случае выявления нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан должностное лицо таможенного органа вручает проверяемому лицу предварительный акт выездной таможенной проверки.

          Для целей настоящего Кодекса под предварительным актом выездной таможенной проверки понимается документ о предварительных результатах выездной таможенной проверки, составленный должностным лицом таможенного органа.

          При этом проверяемое лицо вправе предоставить письменное возражение к предварительному акту выездной таможенной проверки.

      Категории проверяемых лиц, в отношении которых применяются положения настоящей статьи, а также порядок и сроки вручения проверяемому лицу предварительного акта выездной таможенной проверки, предоставления письменного возражения к предварительному акту выездной таможенной проверки, а также порядок и сроки рассмотрения таможенным органом такого возражения, утверждаются уполномоченным органом.

          Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления акта выездной таможенной проверки, оформленного по результатам выездной таможенной проверки, который составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами, проводившими таможенную проверку.

          Акт выездной таможенной проверки утверждается руководителем (лицом, его замещающим) таможенного органа, проводившего таможенную проверку.

По результатам выездной таможенной проверки, при проведении которой выявлены нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) законодательства Республики Казахстан, выносится уведомление о результатах проверки.

       Уведомление о результатах проверки вручается проверяемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 419 настоящего Кодекса.

       Выездная таможенная проверка не проводится в отношении физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстан.