Дата публикации: 03.10.2022 12:43
Дата изменения: 05.10.2022 10:46

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента государственных доходов по Атырауской области

г. Атырау                                                        30 апреля 2022 года

        

Внутренний анализ проведен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-5 «О противодействии коррупции», Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19.10.2016 г. № 12, Методическими рекомендациями по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков – 2021.

Наименование объекта внутреннего анализа коррупционных рисков:

Департамент государственных доходов по Атырауской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

Основание проведения внутреннего анализа коррупционных рисков:

Приказ Департамента государственных доходов по Атырауской области (далее - Департамент) №103 от 28.03.2022 г..

Анализируемый период:

2021 год, январь-март 2022 года.

Внутренний анализ коррупционных рисков проводила Рабочая группа в составе заместителя рукоководителя Департамента – руководителя Управления администрирования косвенных налогов Акбаева Н.О., руководителя Управления аудита ШулаковД.Д., и.о.руководителя Управления дистанционного мониторинга ГабдуллинД.А., руководителя Отдела развития и контроля качества государственных услуг Управления государственных услуг Ертлеуова Г.П., руководителя Отдела администрирования физических лиц и всеобщего декларирования Управления непроизводственных платежей ОрунбаеваН.Д., руководителя Управления таможенного контроля после выпуска товаров ЖумашеваЛ.К., руководителя Отдела таможенного контроля Управления таможенного администрирования ЖайлашевР.С., председателя ОО «Тәлімгер» Юсупова Б.Д.

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента и его территориальных подразделений

Внутренний  анализ  коррупционных рисков проведен по следующим направлениям:

1) выявление  коррупционных  рисков  в нормативных  правовых актах, внутренних документах, информационных систем, затрагивающих деятельность Департамента;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента.

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента и его территориальных подразделений проводились по следующим вопросам:

1)      управление персоналом, в том числе сменяемость кадров;

2)      урегулирование конфликта интересов;

3)      оказание государственных услуг;

4)      реализация контрольных функций;

5)  Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности.

По итогам проведенного  анализа выявлено следующее.

Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о Департаменте государственных доходов по Атырауской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, утвержденным приказом Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики
Казахстан от 7 сентября 2016 года № 522.

Руководитель Департамента Кушеров Нуралхан Оралбаевич назначен приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29.09.2021 г.                          № 664-ж/қ.

Заместитель руководителя Департамента Тасмаганбетов К.Н. назначен приказом КГД МФ РК № 383-ж от 21.05.2019 г.

Заместитель руководителя Департамента Шанаев Б.У. назначен приказом КГД МФ РК № 53-ж от 02.02.2021 г.

Выявление  коррупционных  рисков  в нормативно-правовых актах, внутренних документах, информационных систем, затрагивающих деятельность Департамента.

При проведении анализа изучались наличие норм законодательства, способствующих принятию решения руководством по своему усмотрению;  наличие правовых пробелов, создающих возможность произвольного толкования должностными лицами нормативных правовых актов и внутренние документы, возможные коррупционные риски в бизнес-процессах.

Проведенным внутренним анализом в издаваемых правовых актах Департамента (приказы, письменные указания) коррупционных рисков и правовых пробелов не выявлено.

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента.

1. Управление персоналом.

         По состоянию на 01 января 2022 года штатная численность   органов государственных доходов по Атырауской области составила 384 единицы, фактическая - 369 единиц, в т.ч. Департамент – 216, фактическая – 204, УГД - 168, фактическая –165, из них укомплектованность Департамент составляет  94,4 % , УГД – 98,2% .

         Сменяемость (увольнение) работников по Департаменту за 2021 год составила 44 единицы, или  11,9%, из них:

         по собственному желанию –31,

         по отрицательным мотивам – 1,

         в связи с переводом в другой государственный орган – 5 (по конкурсу),

         в связи с уходом на пенсию – 1,

          сокращение штата – 5,

          иное (нарушение трудового законодательства) – 1. 

         По состоянию на 01 января 2021 года штатная численность   органов государственных доходов по Атырауской области составила 432 единицы, фактическая - 407 единиц, в т.ч. Департамент – 241, фактическая – 227, УГД - 191, фактическая –174, из них укомплектованность Департамент составляет  94,2 % (14 вакантных единиц), УГД – 91,1% (17 вакантных единиц).

         Сменяемость (увольнение) работников по Департаменту за 2020 год оставила 14 единиц, или  6,2%, из них:

         по собственному желанию – 4,

         по отрицательным мотивам – 1,

         в связи с переводом в КГД МФ РК – 3,

         в связи с переводом в другой государственный орган– 2,

          в другие ДГД – 2,

         в связи с уходом на пенсию – 1,

          иное (нарушение трудового законодательства) – 1. 

         По состоянию на 01 апреля 2022 года штатная численность   органов государственных доходов по Атырауской области составила 384 единицы, фактическая - 361 единиц, в т.ч. Департамент – 216, фактическая – 198, УГД - 168, фактическая –163, из них укомплектованность Департамента составляет  91,7 % , УГД – 97% .

         Сменяемость (увольнение) работников по Департаменту за 1 квартал 2022 года составила14 единицы, или  11,9%, из них:

         по собственному желанию -7,

         по отрицательным мотивам - 0,

         в связи с переводом в другой государственный орган-3 (по конкурсу),

         в связи с уходом на пенсию - 3,

         в связи со смертью – 1.

         Сменяемость (увольнение) работников по Департаменту за 2021 год составила 44 единицы, или  11,9%, из них:

         по собственному желанию –31,

         по отрицательным мотивам – 1,

         в связи с переводом в другой государственный орган–5 (по конкурсу),

         в связи с уходом на пенсию – 1,

          сокращение штата – 5,

          иное (нарушение трудового законодательства) – 1. 

          При увольнении сотрудника кадровой службой в целях определения причин сменяемости составляется протокол беседы и проводится интервью. При этом не всегда выясняются причины увольнения по собственному желанию. Основной из причин увольнения указана низкая заработная плата, переезд, по семейным обстоятельствам.

         В 2021 году на должностных лиц Департамента и УГД наложено 94 дисциплинарных взыскания, в т.ч. - 72 без проведения служебного раследования, из них в виде замечания - 29 (24 – без проведения служебного расследования), выговора –54 (45 – без проведения служебного расследования), строгого выговора – 6 (3 – без проведения служебного расследования), предупреждения о неполном служебном соответствии – 4, понижение в должности – 1.  По состоянию на 31.12.2021 года досрочно снято 50 дисциплинарных взысканий по согласованию с Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет), за 2020 год – 13.

         За 2021 год совершено 1 коррупционное правонарушение. В Едином реестре досудебных расследований 12.05.2021 года зарегистрировано уголовное дело в отношении главного специалиста Отдела принудительного взимания Управления государственных доходов по г. Атырау (далее - Управление) Елеусинова М.А.по ст. 190 ч. 3 пункта 2; ст.366 ч. 3 пункта 4 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

         Как установлено досудебным расследованием, Елеусинов М.А.  получал денежные вознаграждения путем перечисления на банковскую карту КаspiGOLD за ускоренное снятие ограничений с банковских расчетных счетов.

         Приговором Атырауского городского суда № 2 от 07.07.2021 года Елеусинов М.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного по статье 190 часть 3 пункт 2, статье 366 часть 3 пункта 4 Уголовного кодекса Республики Казахстан. На Елеусинова М.А.наложен штраф в размере 2 450 000 тенге с пожизненным лишением права занимать государственные должности. Приговор вступил в законную силу 08 сентября 2021 года. Приказом УГД по г. Атырау  №219-ж  от 13.09.2021 г. Елеусинов М.А. уволен по отрицательным мотивам.

         Департаментом проведены служебные расследования по результатам которых руководитель Отдела принудительного взимания Искулова Н.Ш. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде понижения в должности,  в отношении курирующего данный отдел заместителя руководителя УГД по г. Атырау Булекова Р.К.  наложен строгий выговор, сменилось кураторство.

         За 1 квартал 2022 года на должностных лиц Департамента и УГД наложено12 дисциплинарных взысканий, в т.ч. в виде замечания - 5,  выговора - 5,  строгого выговора – 2.   

         По состоянию на 01.04.2022 года досрочно снято 12 дисциплинарных взысканий по рекомендациям дисциплинарной комиссии и решения руководителя Департамента. Все досрочно снятые дисциплинарные взыскания наложены в период октябрь-декабрь 2021 года, из которых 6 взысканий сняты по истечении  3-х месяцев, 6 - по истечении 2 месяцев.

         Считаем необходимым, внести предложение об установлении определенного срока для досрочного снятия дисциплинарных взысканий. Отсутствие данной нормы в Правилах о наложении дисциплинарного взыскания на государственных служащих, утвержденных Указом Президента РК от 29.12.2015 года № 152 снижает ожидаемый эффект дисциплинарного воздействия.

         За первый квартал 2022 года коррупционных правонарушений, а также проступков, дискредитирующих государственную службу,  не имеются.

         Приказом Департамента № 499 от 23.09.2020 года создана комиссия по выплате премий и об оказании материальной помощи работникам под председательством заместителя руководителя Департамента    Тасмагамбетова К.Н..

         Фактов премирования сотрудников с не снятым дисциплинарным взысканием, проработавшим менее 1 месяца в органе, в период прохождения

испытательного срока  не установлено. Фактов оказания предпочтения тем или иным сотрудникам при премировании  не выявлено.         

         Сроки и порядки прохождения обучения, повышения квалификации сотрудников утверждены графиками.

         Нарушений работниками по принятым антикоррупционным ограничениям и запретам, установленных для работников органов государственных доходов, не установлено.

         В личных делах сотрудников подшита подписанная форма о принятии антикоррупционных ограничений служащими в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции».

         Коррупционные риски в правовых актах, бизнес-процессах по направлению «Управление персоналом» не выявлены.

         2. Урегулирование конфликта интересов

         Фактов аффилированности при занятии вакантных должностей, находящихся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой), не выявлено.

         Продвижение по государственной службе государственных служащих осуществляется с учетом их квалификации, компетенций, способностей, заслуг и добросовестного исполнения своих служебных обязанностей.

         Фактов оказания неправомерного предпочтения определенным кандидатам на занятие вакантных государственных должностей не установлено.

         Урегулирование конфликта интересов возложено на кадровую службу и Уполномоченного по этике Департамента.

Выявление коррупционных рисков связанных с конфликтом интересов при проведении налоговых проверок в отношении налогоплательщиков, где учредители, руководители, бухгалтеры и другие сотрудники могут  иметь родственные связи с проверяющим лицом.

Управлением аудита за  2021 год проведены 105 налоговых проверок в отношении   юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  (внеплановые проверки – по особому порядку на основе степени риска, по Приказам КГД МФ РК, по заявлениям на ликвидацию, по постановлениям правоохранительных органов по возбужденным уголовным делам). По результатам проверок доначислено налогов и пени на общую сумму 5 746 млн. тенге, из них взыскано 1 945 млн. тенге.

По итогам 1 квартала 2022 года завершено 16 налоговых проверок (внеплановые проверки – по особому порядку на основе степени риска, по Приказам КГД МФ РК, по заявлениям на ликвидацию). При этом доначислено налогов и пени на общую сумму 528 млн. тенге. Взыскано с учетом задолженности прошлых лет 982 млн. тенге.

За указанные периоды не установлены фактов выявление коррупционных рисков связанных с конфликтом интересов при проведении налоговых проверок специалистами управления аудита и налогоплательщиков, где учредители, руководители, бухгалтеры и другие сотрудники могли иметь родственные связи с проверяющим.

Риски: Коррупционные риски не выявлены.

Рекомендации: В случае установления фактов конфликта интересов, проверяющий специалист должен сообщить руководству. Незамедлительно произвести смену проверяющего должностного лица.

ВыводУсиление работы на стадии формирования предписания для проведения налоговой проверки - выяснение в базах данных учредителей, руководителей, бухгалтеров, финансовых руководителей, уполномоченных лиц, доверительных управляющих и других лиц, которые могут иметь родственные связи с проверяющими специалистами. Данная мера будет  способствовать снижению коррупционных рисков.

 

         Коррупционные риски в правовых актах, бизнес-процессах по направлению «Урегулирование конфликта интересов» не выявлены.

        

         2. Оказание государственных услуг

                Департаментом  по итогам 12 месяцев 2021 года было оказано 768275 государственных услуг (далее - ГУ). Количество услуг в электронном виде составляет  - 764719 или 99,5%, на бумажном носителе  – 3556 услуг или 0,5%.

Одним из наиболее востребованных государственных услуга является ГУ «Прием налоговой отчетности», где оказано 315096 ГУ (41,0% от общего количества оказанных услуг). Из них оказано в электронном виде –314291 (99,7%) ГУ и в бумажном – 805 (0,3%) ГУ.

За 1 квартал 2022 года оказано всего 214302  государственных услуг. Из них представлено в электронном виде 157796 или 99,7%, на бумажном виде 576 услуг или 0,3%. ГУ «Прием налоговой отчетности» оказано 112541 ГУ (52,5% от общего количества оказанных услуг). Количество услуг в электронном виде  составляет - 112384 (99,9%) ГУ, на бумажном – 157 (0,1%) ГУ.

         В соответствии с нормами статьи 118 Налогового Кодекса, органами государственных доходов при установлении факта не своевременного представления налоговой отчетности в установленные сроки, налогоплательщику направляется Уведомление о непредставлений налоговой отчетности «о непредставлении налоговой отчетности в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан» № 17.

         При непредставлении ФНО, по истечении 30 рабочих дней, со дня следующего за днем вручения увекдомленияприостановливаются расходные операции по банковским счетам.

         Органы государственных доходов в настоящее время стали уязвимой мишенью перед бизнесом, блогерами, общественными активистами, проверяющими органами. В подтверждение, растет количество жалоб и обращений, характерные из их, это отзыв РПРО.

         В 2021 году территориальными УГД области направлено 31377 Уведомлений о непредставлении налоговой отчетности в срок, установленный налоговым законодательством РК.

         Из них, по состоянию на 31.03.2022 года Уведомлений со статусами:

          - «Исполнено» 14918 или 47,5% от общего количества выставленных Уведомлений;

         - «Не исполнено» 14883 или 47,4%,

         - «Отправлено» 855 Уведомлений или 2,7%;

          - «Доставлено» 721Уведомлений или 2,3%.

         Количество выставленных РПРО составляет 36272, из них по уведомлениям,  выставленным в 2021 году – 33372, за 1 кв. 2022 года – 2540. Из общего количества выставленных РПРО по состоянию на 31.03.2022г.

           -отозвано 18874 или 52,0% по 5815 налогоплательщикам;

          - выставлены распоряжения по 16828 или 46,4% расчетным счетам в БВУ по 5 609 налогоплательщикам.

         После представления налогоплательщиком налоговой отчетности, согласно п.5 ст.118 Налогового Кодекса РПРО отменяется не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем устранения.

         Согласно статьи 272 Кодекса РК об административных правонарушениях, за непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан, предусмотрена административная ответственность. Со стороны УГД в адрес таких налогоплательщиков неоднократно направляются приглашения на явку для составления административного материала.

         Однако, имеются случаи, когда после представления налоговой отчетности налогоплательщик не приходит в территориальный УГД для составления административного дела.

         Риск: В данном случае вероятность коррупционных рисков может иметь место при контакте с налогоплательщиком.

         Рекомендация:

         В связи с чем, в целях исключения коррупционных действий, контакта специалистов УГД с налоплательщиками, а так же экономии рабочего времени специалиста и бюджетного материала, печати удостоверения, объяснительных и административного материала, ПРЕДЛАГАЕМ при сдаче форм налоговой отчетности представленных  позже установленного срокачерез Кабинет налогоплательщика «cabinet.salyk.kz» добавить значок для прикрепления объяснительного и удостоверения личности НП для составления административного дела,согласно статьи 272 Кодекса РК об административных правонарушениях.

         Вместе с тем, в ИС разработать модуль обратной связи  для  отправки составленного административного материала в Кабинет налогоплательщика для вручения НП.     

         Решение данной проблемы также минимизируют коррупционные риски

                В связи с чем,в целях исключения коррупционных действий, контакта специалистов УГД с налоплательщиками, а так же экономии рабочего времени специалиста и бюджетного материала, печати удостоверения, объяснительных и административного материала, ПРЕДЛАГАЕМ при сдаче форм налоговой отчетности представленных  позже установленного срокачерез Кабинет налогоплательщика «cabinet.salyk.kz» добавить значок для прикрепления объяснительного и удостоверения личности НП для составления административного дела, согласно статьи 272 Кодекса РК об административных правонарушениях.

         Вместе с тем, в ИС разработать модуль обратной связи  для  отправки сформированногоорганами государственных доходов административного материала в Кабинет налогоплательщика для вручения НП.

         Решение данной проблемы также минимизируют коррупционные риски

 

         Выдача лицензии

         Управлением администрирования косвенных налогов Департамента осуществляется выдача следующих разрешительных документов в соответствии с Законом РК «О разрешениях и уведомлениях»:

         - лицензии на хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации

алкогольной продукции на территории ее производства;

         - лицензии на хранение и розничную реализацию алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства.

В соответствии с Правилами  оказания государственной услуги
 "Выдача лицензии на хранение и оптовую реализацию  алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства" и «Выдачалицензии на хранение и розничную реализацию алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства», утвержденный Приказом Министрафинансов от 10 июля 2020 года № 665, заявление на лицензию предоставляется по форме согласно приложениям Правил.

Государственная услуга предоставляется Посредством веб-портала www.elisence.kz.Форма оказания улуги - Электронная.

Выдача лицензии либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги в случаях и по основаниям, указанных в пункте 9 настоящего приложение 1 к Правилам – не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации указанного заявления; Переоформление лицензии – в течение 3 (трех) рабочих дней.

Так, за 2021 год поступило  18 заявлений на получение лицензии нахранение и оптовую реализациюалкогольной продукции. Из них  9- отказано в связи несоответствием квалификационным требованиям, 9- выдано.

625 заявлений на получение  лицензии на хранение и розничную реализацию алкогольной продукции. Из них 286 - отказано в связи несоответствием квалификационным требованиям, 335 -  выдано, 4 - переоформлено.

За период январь, февраль, март месяцы 2022 года также поступило 194 заявления по лицензии на хранение и розничную реализацию алкогольной продукции. Из них  115 -  выдано,  2 – переоформлено, 77- отказано в связи несоответствием квалификационным требованиям.

Заявлений на получение  лицензии на хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции не поступало.

Нарушений сроков предоставления государственной услуги не установлены.

В ходе проведенного анализа установлено, что выдача лицензии производится посредством веб-портала «Электронного правительства» www.egov.kz в приложении e-license, что исключает прямой контакт между лицензиатом и услугодателем. Осуществление предоставления услуги в электронном виде исключает возникновение коррупционных рисков.

Коррупционные риски в правовых актах, бизнес-процессах по направлению «Оказание государственных услуг» не выявлены.

         3. Реализация контрольных функций

         Отзыв РПРО при не исполнении Уведомлений по результатам камерального контроля

         При не исполнении налогоплательщиком уведомления по камеральному контролю работниками УГД приостанавливаются расходные операции по банковским счетам  налогоплательщика до исполнения уведомления. Приостановление расходных операции по не исполненным уведомлениям отражается в системе ИС ИНИС в режиме «распоряжения о приостановлении расходных операции по банковским счетам». В случае исполнения налогоплательщиком  уведомления работник УГД в ИС ИНИС в режиме «распоряжения о приостановлении расходных операции по банковским счетам» при выборе статуса исполненов ячейке «причина отзыва» автоматически отзывается распоряжение о приоставление расходных операции расчетного счета НП. Однако данная ячейка активна, даже если налогоплательщиком уведомление не исполнено. Любое должностное лицо среди работников УГД могут использовать данную процедуру в личных интересах, так как данная процедура не контролируется руководителями отдела, заместителями управления, в результате чего приводит к созданию условия для коррупции которые влекут установленную законодательством РК дисциплинарную и уголовную ответственность.

В связи с чем,в моментпроставлении статусаисполненов режиме ИС ИНИС для отзывараспоряжения о приостановлении расходных операции по банковским счетам НП, необходимо создать условия для согласования с руководителями отдела и утверждения с заместителями либо руководителями управления об отзыве распоряжения о приостановлений расходных операциипо банковским счетам НП для отслеживания и контроля по противодействию коррупции должностных лиц УГД.

         Рекомендация:

         доработать ИНИС в части отказа в отзыве РПРО в ручном режиме при не исполнении Уведомлений по результатам камерального контроля.

         Предусмотреть принятие решения об отзыве РПРО в ручном режиме с обязательным участием руководителя отдела и утверждением  руководства УГД.

         КГД разработать скрипт (запрос) в ИНИС для периодической выгрузки данных по сотрудникам, сформировавшим отзыв РПРО в ручном режиме для контроля.

 

         4.Определение таможенной стоимости при таможенном контроле после выпуска товара

         Управлением таможенного контроля после выпуска товаров по состоянию за 2021 год проведено 116 проверок (14 выездных таможенных проверок, 47 камеральных, 52 проверок таможенных документов и сведений), по результатам которых, дополнительно начислено ТПиН на сумму 2 426 031 тыс. тенге, фактически взыскано 2 085 380 тыс. тенге, доля взыскания составляет 86%.

         Доведенный План по дополнительным резервам на 2021 год, по направлению пост таможенного контроля составляет 2 344 529 тыс.тенге. За отчетный период Департаментом взыскано 2 473 717 тыс. тенгеи исполнен на 105,51%.

         По состоянию на 31 марта 2022 проведены 8 проверок (5 камеральных, 3 проверок таможенных документов и сведений) и 23 корректировок декларации на товары, по результатам которых, дополнительно начислено ТПиН на сумму 416 577 тыс. тенге, фактически взыскано 416 356 тыс. тенге, доля взыскания составляет 100%.

         План дополнительных резервов поступления ТПиН по направлению пост-таможенного контроля на 1 квартал 2022 года составляет 386 843 тыс.тенге. Управлением за отчетный период сумма взыскания составляет 416 356 тыс. тенге и исполнения составило 107,63%.

         При проведении таможенной проверки по декларациям на товары на предмет правильности применения методов определения таможенной стоимости выявляютя факты  занижения заявленной таможенной стоимости.

         За 2021 год Управлением таможенного контроля после выпуска товаров  по проведенным 65 таможенных проверок выявлены 515 декларации на товары, с признаками неправильного определения и (или) занижения таможенной стоимости товаров, таможенная очистка которых осуществлена  по «зеленому» корридору.

         Так, в 2021 году в отношении Филиала АО «Сембол Улусларарасы Ятырым Тарым Пейзаж Иншаат Туризм Санайи Ве Тиджарет Аноним Ширкети» была проведена камеральная таможенная проверка.

         При сверке предоставленных УВЭД документов и сведений заявленная таможенная стоимость товара не подтвердилась - отсутствовали  заявление на перевод, экспортная таможенная декларация.

         Для определения таможенной стоимости товара с применением методов определения таможенной стоимости проверяющее должностное лицо выгружает с базы данных «OracleBi»  (база, содержащая ранее оформленные декларации на товары) сведения по соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС. Выгруженные сведения должностным лицом вручную обрабатывается и самостоятельно выбирает ценовую информацию в соответствии с критериями, в пределах нормы таможенного законодательсва РК. Так к примеру:

         1) По ДТ № 55101/080819/0009379 «Мрамор отточенный 60х40х3», заявленная цена –15,25 долларов США/кг, вновь определенная цена – 20,92 долларов США/кг., источник ценовой информации ДТ № 55101/120419/0003768.

         2) По ДТ № 50711/220221/0000964«Сборные строительные конструкции: мобильные дома в комплекте с аксессуарами, в демонтированном виде», заявленная цена –1,76 долларов США/кг, вновь определенная цена – 1,91 долларов США/кг.,источник ценовой информации ДТ № 55101/010920/0009619.

         3) По ДТ № 55101/080121/0000136«Стекловолоконная ткань (покрытая с обеих сторон огнестойким серым полиуретановым каучуком)», заявленная цена –61,08 долларов США/кг, вновь определенная цена – 63,68 долларов США/кг.,источник ценовой информации ДТ № 55301/201020/0061987.

         4) По ДТ № 55101/120220/00001432«Система металлического подвесного потолка – в комплекте с профилями», заявленная цена –5,84 долларов США/кг, вновь определенная цена – 7,58 долларов США/кг.,источник ценовой информации ДТ № 55520/041019/0000943.

         5) По ДТ № 55101/010420/0003395«Декоративные вазы для цветов ALMAPLANTER 50Х47Х140», заявленная цена –30,28 долларов США/кг, вновь определенная цена – 34,22 долларов США/кг.,источник ценовой информации ДТ № 55301/270220/00013452.

         В результате проверки по фактам занижения таможенной стоимости доначисления ТПиН составило в сумме 1 917 666,11 тенге.

         Следует отметить, что по результатам каждой таможенной проверки выявляются факты занижения таможенной стоимости. В ходе проверки для определения таможенной стоимости проверяющее должностное лицо самостоятельно (вручную) находит ценовую информацию по сведениям, выгруженных с  базы данных  системы «OracleBi».

         Ручной поиск ценовой информации осуществляется на всех этапах таможенного контроля:

         - до выпуска ДТ сотрудниками таможенных постов,

         - сотрудниками Управления тарифного регулирования,

         - при таможенной проверке после выпуска товара.

         Коррупционный риск: не выявлен, однако имеет место человеческого фактора

         Рекомендация:

         В целях исключения субъективного подхода при определении таможенной стоимости  необходимо:

         - создать единую автоматизированную систему данных с единым индикатором ценовой информации или ежеквартально направлять в ТОГД утвержденную ценовую информацию по всем товарам.

         На этапе таможенного контроля до выпуска товара в ИС АСТАНА-1 разработать модуль автоматизированного поиска необходимой ценовой информации;

         - полагаем, что необходимо данное предложение законодательно закрепить в главе 11 Кодекса РК «О таможенном деле в РК» и  решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 года № 42.

                5.  взыскание задолженностей по налогам с физических лиц

В соответствии с пунктом 1 статьи 128 Налогового кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой, уплачивается налоговая задолженность в размере более 1-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

         В случае неуплаты или неполной уплаты по истечении тридцати рабочих дней со дня вручения уведомления о налоговой задолженности физических лиц налоговый орган выносит налоговый приказ о взыскании задолженности физического лица по форме, установленной уполномоченным органом (далее - налоговый приказ) и направляет его физическому лицу не позднее пяти рабочих дней со дня его вынесения физическому лицу.

          В 2021 году в адрес частных судебных приставов направлено физическим лицам  9 075 налоговых приказов для принудительного взыскания задолженности физических лиц на сумму 252,0 млн. тенге.

         В ходе  анализа установлены необоснованные налоговые приказы вынесенные и направленые ЧСИ в отношении 42 физических лиц (далее – ФЛ). Данный факт допущен по следующим причинам:

• не зарегистрирован налогооблагаемый объект – 10 ФЛ;

• предусмотрены льготы в соответствии с Налоговым кодексом - 3 ФЛ;

• имеется свидетельсто о смерти - 6 ФЛ;

• временной земельный участок - 2 ФЛ; 

• строительство жилого дома на собственном земельном участке - 7 ФЛ;

•согласно налогового кодекса плательщиком налога по объектам налогообложения, находящимся в общей совместной собственности, может являться один из собственников данного объекта налогообложения по согласованию между ними. Таким образом, одним из собственников оплачены суммы налогов – 10 ФЛ;

• некорректный расчет по ставке налога на земельный участок, в связи чем произведена корректировка налога в сторону уменьшения – 1 ФЛ;

• продажа земельного участка 1 ФЛ;

• двойное начисление - 1 ФЛ;

• в результате технических проблем, в связи с чем уменьшена сумма налога – 1 ФЛ.

        В результате вышеуказанных недостатков ответственные исполнители (главный специалист и руководитель отдела УГД) привлечены к дисциплинарной ответственности в виде выговора, кроме того заместитель руководителя УГД также привлечен к дисциплинарной ответственности.

Согласно пункта 3 статьи 490 Налогового кодекса не являются плательщиками налога на транспортные средства инвалиды, награжденные подвеской «Алтын алқа», либо «Күміс алқа» и т.д.

Налоговыми органами исчисление транспортного налога физических лиц по налоговым формам производится вручную. Однако в некоторых случаях допускаются ошибочные начисления. Так как льготы применяются на основании сведений предоставленных соответствующими органами по запросам налоговых органов. Последними в предоставление таких сведений допускаются не достовереные данные.

В таких случаях налогоплательщики в явочном порядке предоставляют справку о льготах, по сведениям которых должностным лицом вносится корректировка сумм налогов на лицевые счета НП  в ручном режиме.

В результате отсутствия синхронизации с базами данных  соответствующих  уполномоченных органов, вероятность коррупционных рисков, в данном случае, в процессе применении налоговых льгот при исчислении налога на транспортные средства физических лиц, имеет место.

Риск: В данном случае вероятность коррупционных рисков может иметь место при контакте с налогоплательщиком.

Рекомендации: Для исключения коррупционных рисков необходимо ускорить синхронизацию между информационными системами  соответствующих органов, где будут аккумулированы все сведения необходимые для исчисления налогов физических лиц и в случае внесения корректировок в сведения по физическому лицу автоматически будет отображаться в ИС налогового органа.

Выявление коррупционных рисков связанных с несвоевременным вручением (затягивание) предписания налогоплательщику на проведение проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 149 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» датой начала проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику  (налоговому агенту) предписания.

В случае несвоевременного вручения предписания налогоплательщику на проведение проверки, имеется риск, что налогоплательщик сможет  предоставить дополнительную форму налоговой отчетности, которая в дальнейшем может повлиять на результаты проверки.

Риски: Коррупционные риски не выявлены.

Рекомендации: В случае установления данных фактов, проверяющее должностное лицо обязано сообщить руководству.

ВыводУсиление работы по данному вопросу – своевременное вручение предписания налогоплательщику на проведение проверки и разъяснительная работа с проверяемым налогоплательщиком по недопущению предоставления дополнительных форм налоговой отчетности.

 

         6. Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности

         Обращения от физических и юридических лиц по факту проявления

коррупции в деятельности  Департамента не поступали.

         За 2021 год  (с учетом обращений, поступивших к концу 2020 года)   ДГД по Атырауской области рассмотрено 20 обращений, в т.ч. на неправомерныедействия (бездействие) должностных лиц  органов государственных доходов по области - 14.

         При этом по 14 жалобам перенаправлено:

         - с КГД МФ РК (парралельно с ДАГДС по Атырауской области, ДАПК Атырауской области (Антикоррупционная служба)) 5 обращений, одно из них поступило на блог-платформу  Председателя КГД МФ РК;

         - с Прокуратуры г.Атырау 2 обращения;

         - с ДАПК Атырауской области 2 обращения,

         - с Департамента полиции - 1 обращение,

         - 4 обращения поступило в Департамент.

         По вопросам налогового законодательства поступили  9 жалоб,   из них:

         - по факту принятия заявления об открытии ИП на другое лицо, т.е. без доверенности того лица на имя которого зарегистрирован ИП - 1;

         - по факту несвоевременного закрытия ИП, отсутствия информации о закрытии ИП на сайте - 2;

         - незаконный отказ по жалобе об отмене уведомления - 1;

         - требование регистрации в ИС ЭСФ "виртуальный склад" аптеки - 1;

         - направление судоисполнителю налогового приказа о взыскании задолженности по земельному налогу, который ранее уплачен -1;

         - неразблокирование или незаконное закрытие банковского счета при уплате налога - 2;

         - по вопросу опечатывания резервуара  - 1;

         - по предоставлению неполного ответа на ранее направленные обращения касательно проводимой налоговой проверки -1,

         Одна жалоба поступила по вопросам таможенного законодательства.  Одна жалоба -  по вопросам несоблюдения Этических норм по факту  неуплаты ущерба за нанесение вреда здоровью в ДТП.

         Из 20 обращений отозвано 3, в т.ч. на неправомерные действия/бездействие должностных лиц – 2.

         Количество подтвержденных из 20 обращений – 7, или  35,0%. По результатам рассмотрения 7 обращений привлечены к дисциплинарной ответственности 8 должностных лиц.

         По результатам рассмотрения 12 обращений на неправомерные действия/бездействие должностных лиц по 6 обращениям (50,0 %) факты не подтвердились в связи с отсутствием в действиях должностных лиц нарушений норм законодательства РК.

         В 2021 году за нарушение норм служебной этики привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора руководитель Управления информационных технологий Сапаров А.К. по жалобе гражданина                Маменова Б.

         Сапаров А.К., являясь виновником ДТП, своевременно возместил пострадавшему Маменову Б. ущерб в размере 1 400 тыс.тенге, о чем имеются нотариально заверенные документы. Вместе с тем, Сапаров А.К. за нарушения норм Этического кодекса (сокрытие факта ДТП) приказом Департамента № 3-т от 10.02.2021г. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Поведение Сапарова А.К. рассмотрено на собрании коллектива и вынесено общественное порицание.

         За первый квартал 2022 года жалоб на действия/бездействия должностных лиц не поступало.

         Проводимая работа по противодействию коррупции

         Деятельность уполномоченного по этике

         С 2016 года в Департаменте внедрен институт уполномоченного по этике. На уполномоченных по этике возложены важные задачи по обеспечению соблюдения норм служебной этики и профилактики нарушений законодательства о государственной службе, противодействии коррупции и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан, а также консультации государственных служащих и граждан в пределах установленных функций.

         Приказом Департамента от 19.06.2019 г. № 504 возложены на руководителя Управления разъяснительной работы Сарманова Н.А..

         В cвязи с переводом Сарманова Н.А. на другую работу в настоящее время функции уполномоченного по этике возложены на заместителя руководителя Департамента Шанаева Б.У. (приказ № 424 от 08.10.2021 года).

         В целом следует отметить, что основные функции, возложенные на уполномоченного по этике Департамента Указом Президента РК от 29.12. 2015 г. № 153, исполняются.

         Налажена индивидуальная консультативная помощь служащим, проводятся групповые мероприятия по вопросам соблюдения этики, ежеквартальный мониторинг и контроль за соблюдением норм служебной этики государственными служащими и т.д.

         В соответствие с пп.4) п.4 Положения об уполномоченном по этике проводится работа по содействию формированию культуры взаимоотношений, соответствующей общепринятым морально-этическим нормам в коллективе.

         В рамках формирования позитивного имиджа государственной службы  проводится мониторинг позитивных и негативных материалов, размещенных в СМИ, что кроме всего прочего является источником информации о сотрудниках.

         На интернет-ресурсе Департамента размещена информация об уполномоченном по этике Департамента.

         В здании Департамента в доступных для всеобщего обозрения местах размещена информация и сведения об уполномоченных по этике Министерства финансов Республики Казахстан, Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и Департамента, что определено в абзаце 3пункта 9Раздела 3 Положения об уполномоченном по этике, утвержденного Указом Президента от 29 декабря 2015 года № 153.               Проводимая уполномоченным по этике работа освещается на интернет-ресурсе Департамента, в СМИ, в социальных сетях (Facebook, Instagram).

         За 2021 год и первый квартал 2022 года согласно утвержденных Планов работы уполномоченным по этике совместно с другими структурными подразделениями проведены следующие мероприятия по противодействию коррупции.

         Согласно утвержденного Медиа плана ДГД и УГД за год в рамках разъяснения налогового и таможенного законодательства, формирования положительного имиджа службы опубликовали 2392 выступления в СМИ, в т.ч. 42  - в печатных СМИ, 75 прямой эфир и 2150 публикаций в социальных сетях Facebook, Instagram, Twitter, Youtube,atr.kgd.gov.kz, 16 выступлений по местному телевидению, в т.ч. регулярно в телерубриках  «Өзекті мәселе", "Кемел-Ел", "Көзқарас", "Назар-ток шоу", «Адалдық алаңы»,«Аdal komek», «АNTIKOR LIVE», 32 zoom конференций, 51 «круглых»  столов  и семинаров, 5 техучебы на антикоррупционную тематику.

         Функционирует call центр (30-90-35, 31-84-27), где в 2021 году по 22793, за 1-кв.2022 года по 1253 обращениям физических и юридических лиц даны консультации. За первый квартал 2022 года поступило 3678 обращений, где 38% составляют вопросы о блокировке банковских счетов. Каждый обратившийся налогоплательщик проводит оценку работы оператора касательно представленного ответа. Оценка "удовлетворительно" по итогам 1 квартала составляет 99,3%.

         В телеграмм-чате Департамента зарегистрировано около 2,5 тыс. подписчиков. За 2021 год поступило 10 470 вопросов, за 1 квартал 2022 года - 2574 вопросов, на которые даны ответы структурными подразделениями Департамента. В среднем за день поступило 55-60 вопросов.

         По популяризации мобильного приложения e-salyqAzamat   и e-Salyq Business, где зарегистрированы 43 853  и 480 подписчиков соответственно) по области осуществлены 350 публикаций в социальных сетях, взаимодействие с привлечением медийных личностей, блогеров и изготовление видеороликов касательно e-salyqAzamat-234, размещены 120 баннеров в городе, районных центрах и сельских округах, также ведется трансляция на Led-экранах города и районов, распространены 14059 брошюры на различную тематику в местах скопления населения (ТД, ЦОНы, рынки и т.д), прошло 26 выступлений на ТВ. Эти приложения являются важным инструментом предупреждения коррупции.

         Также разъяснительные работы ведутся по присвоению QRкодов, проведено на ежедневной основе 421 выездное разъяснение.

         По пилотному проекту СНТ проведено 176 разъяснительных мероприятий,  изготовлено и распространено 550 тематических брошюр, в Telegram-чате «Внедрение СНТ с КГД МФ РК» отвечены на 3289 вопросов. Еженедельно со вотрой поливины 2021 года проводится конференция на платформе ZOOM с участием сотрудников Департамента, территориальных УГД и налогоплательщиков.

         Информационная работа проводится по освещению работы по профилактике коррупционных правонарушений. Всего за отчетный период опубликовано 169 материала антикоррупционной направленности.

         По результатам рассмотрения жалоб структурными подразделениями проводится техническая учеба для недопущения впредь выявленных нарушений законодательства.

         С местными исполнительными органами утвержден План сотрудничества на 2020-2025 г.г. по борьбе с теневой экономикой и расширению налогооблагаемой базы.

         Заключен Меморандум о взаимном сотрудничестве с НПП, по которому проводилась активная работа по разъяснению субъектам бизнеса положений налогового и таможенного  законодательства.

                     Коррупционные риски в деятельности не выявлены.

        

Руководитель группы –

и.о.заместиля руководителя Департамента

руководитель УАКН                                                          Акбаев Н.О.

Руководитель УА                                                                Шулаков Д.Д.

 

Руководитель УТКПВТ                                                     Жумашева Л.К.

 

Руководитель  ОТО УТА                                                   Жайлашев Р.С.

 

Руководитель О    УНП                                                      Орунбаева Н.Д.

 

Руководитель  О  УГУ                                                        Ертлеуова Г.П.

Председатель ОО «Тәлімгер»                                                Юсупов Б.Д.