Дата публикации: 05.07.2023 18:50
Дата изменения: 05.07.2023 18:53

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента государственных доходов по Атырауской области

 

г. Атырау                                                       27.06. 2023 года

        

 

Внутренний анализ проведен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-5 «О противодействии коррупции», Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19.10.2016 г. № 12, Методическими рекомендациями по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков – 2022.

Наименование объекта внутреннего анализа коррупционных рисков:

Департамент государственных доходов по Атырауской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

Основание проведения внутреннего анализа коррупционных рисков:

Приказ Департамента государственных доходов по Атырауской области (далее - Департамент) №160 от 21.04.2023 г.

Анализируемый период:

2022 год, январь-апрель 2023 года.

Внутренний анализ коррупционных рисков проводила Рабочая группа в составе руководителя Управления администрирования косвенных налогов Бурумбаев А.С., руководителя Управления человеческих ресурсов Уагисаева А.Н., руководителя Управления тарифного регулирования Пикалёв А. П., руководителя Управления аудита Пернебаев К.М., руководителя Управления дистанционного мониторинга Булеков Р.К руководителя Управления государственных услуг и контакт центра Тойбазарова А.С., руководителя Управления по работе с задолженностью Амангалиева К. Ш., руководителя Отдела администрирования физических лиц и всеобщего декларирования Управления непроизводственных платежей Орунбаева Н.Д., руководителя Управления налогообложения нерезидентов  Метенова Э. Г., руководителя Управления крупных налогоплательщиков Анетова К. Т., руководителя Управления таможенного администрирования Каримов Т.С.,  руководителя Управления таможенного контроля после выпуска товаров Жумашева Л.К.,  руководителя Управления администрирования в НДС в рамках ЕЭАС Жакупова Ш.М., руководителя таможенного поста «Акжайык - центр таможенного оформления» Жалгасов А. А., руководителя Таможенного поста «Ауежай-Атырау» Ашенов Н. С.

 

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента и его территориальных подразделений

Внутренний анализ коррупционных рисков проведен по следующим направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, внутренних документах, информационных систем, затрагивающих деятельность Департамента;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента.

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента и его территориальных подразделений проводились по следующим вопросам:

1)      управление персоналом, в том числе сменяемость кадров;

2)      урегулирование конфликта интересов;

3)      оказание государственных услуг;

4)      реализация контрольных функций;

5)  Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности.

По итогам проведенного анализа выявлено следующее.

Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о Департаменте государственных доходов по Атырауской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, утвержденным приказом Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики
Казахстан от 7 сентября 2016 года № 522.

Руководитель Департамента Сауданбеков Айдын Турганбекулы назначен приказом Министра финансов Республики Казахстан от 22.02.2023 г г. № 126-ж/қ.

Заместитель руководителя Департамента Бақытжанов Ә.М. назначен приказом КГД МФ РК от 03.08.2022 г. № 434-ж

 Заместитель руководителя Департамента Шанаев Б.У. назначен приказом КГД МФ РК от 02.02.2021 г. № 53-ж

Заместитель руководителя Департамента Жанайдаров С.Т. назначен приказом КГД МФ РК от 12.05.2023 г. № 245-ж

 

Выявление коррупционных рисков в нормативно-правовых актах, внутренних документах, информационных систем, затрагивающих деятельность Департамента.

При проведении анализа изучались наличие норм законодательства, способствующих принятию решения руководством по своему усмотрению; наличие правовых пробелов, создающих возможность произвольного толкования должностными лицами нормативных правовых актов и внутренние документы, возможные коррупционные риски в бизнес-процессах.

Проведенным внутренним анализом в издаваемых правовых актах Департамента (приказы, письменные указания) коррупционных рисков и правовых пробелов не выявлено.

 

 

1. Управление администрирования  косвенных налогов

Управлением администрирования косвенных налогов за 2022 год в целях обязательной постановки на регистрационный учет по НДС (по налогоплательщикам, оборот которых за 2019-2022гг. превышают минимум оборота для постановки на регистрационный учет по НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 82 Налогового кодекса) направляются уведомления об устранении нарушений налогового законодательства. Территориальными управлениями выставлены уведомления налогоплательщикам.

При этом имеются случаи, когда налогоплательщики, после получения уведомления об устранении нарушений налогового законодательства РК (далее – уведомление), для обязательной постановки на регистрационный учет по НДС, подают заявления о прекращении деятельности отдельных категории индивидуальных предпринимателей в упрощенном порядке на основании статьи 67 Налогового кодекса, без исполнения уведомления об устранении нарушений налогового законодательства РК, так как законодательно не запрещено прекращение деятельности при наличии неисполненных уведомлений.

Указанная проблема, влияет при снятии с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя, информационная система не проводит сверку по имеющимся не исполненным уведомлениям и программа автоматически проводит снятие индивидуального предпринимателя с регистрационного учета.

Вместе с тем, по имеющимся не исполненным уведомлениям нет возможности поставить на регистрационный учет по НДС снятого с регистрационного учета индивидуального предпринимателя и привлечь к административной ответственности по статьям 269 (нарушение налогоплательщиком установленного законодательными актами РК срока подачи налогового заявления) и 275 (совершение оборота за период не постановки на учет в качестве плательщика) КоАП РК

Риск: в данном случае вероятность коррупционных рисков может иметь место, так как законодательно не запрещено прекращение деятельности при наличии неисполненных уведомлений.

Рекомендация: Решение данной проблемы, внести изменения и дополнения в статью 67 Налогового кодекса, а именно дополнить пункт 7, невыполнение требований, указанных в пункте 2 статьи 82 Налогового кодекса.     

 

 

2.Управление тарифного регулирования и стоимости

         Управлением таможенного контроля после выпуска товаров за 2022 году было проведено 85 таможенных проверок и 955 корректировок декларации на товары, по результатам которых, до начислено ТПиН на сумму 3 964 млн. тенге, фактически взыскано 2 692 млн. тенге, что в сравнении с аналогическим периодом 2021 года больше на 1 217 млн. тенге.

План по дополнительным резервам по направлению «Улучшение таможенного администрирования» на 2022 год (таможенный контроль после выпуска товаров) составляет 2 692 млн. тенге, где исполнения составило 100%.

         По состоянию на 11.05.2023г. завершено 36 таможенных проверок (5 выездных, 13 камеральных и 9 ПТДС, 9 РВУ), Сумма доначислений – 1 814 053 тыс.тенге, что в сравнении  за январь-май прошлого года (709 999 тыс.тг.) больше на  1 104 054 тыс. тенге. Темп роста составляет – 256 %.

         План дополнительных резервов поступления ТПиН по направлению пост-таможенного контроля на 5 месяцев 2023 года составляет 1 259 259 тыс.тенге. Управлением за отчетный период сумма взыскания составляет 704 323 тыс. тенге и исполнения составило 56%.

         При проведении таможенной проверки по декларациям на товары на предмет правильности применения методов определения таможенной стоимости выявляютя факты занижения заявленной таможенной стоимости.

         За 2022 год Управлением таможенного контроля после выпуска товаров  по проведенным 85 таможенных проверок выявлены 172 декларации на товары, с признаками неправильного определения и (или) занижения таможенной стоимости товаров, таможенная очистка которых осуществлена  по «зеленому» корридору.

         Так, в 2022 году в отношении ТОО «Alimay» была проведена камеральная таможенная проверка.

         При сверке предоставленных УВЭД документов и сведений заявленная таможенная стоимость товара не подтвердилась - отсутствовали  заявление на перевод, экспортная таможенная декларация.

         Для определения таможенной стоимости товара с применением методов определения таможенной стоимости проверяющее должностное лицо выгружает с базы данных «OracleBi» (база, содержащая ранее оформленные декларации на товары) сведения по соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС. Выгруженные сведения должностным лицом вручную обрабатывается и самостоятельно выбирает ценовую информацию в соответствии с критериями, в пределах нормы таможенного законодательсва РК. Так к примеру:

         По ДТ 50517/070421/0003654:

         Товар №1 «прокладка металл», заявленная цена – 25,44 долларов США/кг., вновь определенная цена –65,52 долларов США/кг, источник ценовой информации ДТ№50517/190221/0001767.

         Товар №2 «уплотнительный элемент», заявленная цена –57,04 долларов США/кг., вновь определенная цена –71,84 долларов США/кг, источник ценовой информации ДТ №50505/030321/0001972.

         Товар №3 «смазка синтетическая», заявленная цена –29,87 долларов США/кг., вновь определенная цена –83,21 долларов США/кг, источник ценовой информации ДТ №50517/250321/0003052.

         Товар №4 «перчатки», заявленная цена –4,28 долларов США/кг. вновь определенная цена –16,83 долларов США/кг, источник ценовой информации ДТ №50517/130121/0000295.

         Товар №5 «смазка», заявленная цена –23,96 долларов США/кг. вновь определенная цена –59,28 долларов США/кг, источник ценовой информации ДТ №50517/250321/0003063.

Товар №7 «сменное уплотнительное кольцо», заявленная цена –44,44 долларов США/кг, вновь определенная цена –71,02 долларов США/кг, источник ценовой информации ДТ    №50505/180321/0002535.

         В результате проверки по фактам занижения таможенной стоимости доначисления ТПиН составило в сумме 288 839,21тенге.

         Следует отметить, что по результатам каждой таможенной проверки выявляются факты занижения таможенной стоимости. В ходе проверки для определения таможенной стоимости проверяющее должностное лицо самостоятельно (вручную) находит ценовую информацию по сведениям, выгруженных с базы данных системы «OracleBi».

          Ручной поиск ценовой информации осуществляется на всех этапах таможенного контроля:

         - до выпуска товаров с 01.02.2023 года при срабатывания стоимостного профиля риска по «желтому коридору» декларации на товары поступают в ЦЭТ КГД МФ РК,

         - сотрудниками Управления тарифного регулирования при срабатывания стоимостного профиля риска № 255,256,351,353 по «синему коридору»,

         - при таможенной проверке после выпуска товара.

         Коррупционный риск: имеет место человеческого фактора.

         Рекомендация:

         В целях исключения субъективного подхода при определении таможенной стоимости необходимо:

         - создать единую автоматизированную систему данных с единым индикатором ценовой информации или ежеквартально направлять в ТОГД утвержденную ценовую информацию по всем товарам.

         На этапе таможенного контроля до выпуска товара в ИС АСТАНА-1 разработать модуль автоматизированного поиска необходимой ценовой информации;

         - полагаем, что необходимо данное предложение законодательно закрепить в главе 11 Кодекса РК «О таможенном деле в РК» и  решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 года № 42.

 

3.Управление аудита

За 2022 год Управлением аудита проведено 111 налоговых проверок, из них тематические 16, комплексные 95, по результатам которых доначислено 6 362 млн.тенге, взыскано 5 210 млн.тенге, в том числе по текущей задолженности 387 млн.тенге, по задолженности прошлых лет 4 823 млн.тенге.

Управлением аудита все показатели рейтинга были достигнуты.

Необходимо отметить, что специалистами Управления аудита на постоянной основе ведется всесторонний мониторинг проверяемых налогоплательщиков, согласно подпункту 1) пункта 9 статьи 48 Налогового кодекса.

В этой связи в целях полноты и своевременности дополнительных начислении налогов в бюджет и недопущения потери сроков исковой давности особое внимание уделяется к завершению проверкам по которым истекает срок исковой давности.

По состоянию на 31.12.2022 года все проверки, по которым были риски потери срока исковой давности были завершены.

По состоянию на 01.01.2023 года в производстве Управления аудита находилось 47 проверок, из них завершено 31 налоговых проверок, из них комплексных 28 проверок, тематических 3 по результатам которых до начислено 1 135 млн. тенге, взыскано 3 555 млн.тенге, в том числе по текущей задолженности 52 млн.тенге, по задолженности прошлых лет 3 503 млн.тенге.

Риск: в данном случае, вероятность коррупционных рисков может иметь место при потере сроков исковой давности.

Рекомендация: Внести нововведение в 48 статью Налогового кодекса в части срока исковой давности, которая предусматривает то, что после вручения Предписания проверяемым налогоплательщикам срок исковой давности проверяемого периода не истекает.

 

 

Проводимая работа по противодействию коррупции

         В рамках формирования позитивного имиджа государственной службы проводится мониторинг позитивных и негативных материалов, размещенных в СМИ, что кроме всего прочего является источником информации о сотрудниках.

         На интернет-ресурсе Департамента размещена информация об уполномоченном по этике Департамента.

         В здании Департамента на стендах размещена информация и сведения об уполномоченных по этике Министерства финансов Республики Казахстан, Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и Департамента, что определено в абзаце 3пункта 9Раздела 3 Положения об уполномоченном по этике, утвержденного Указом Президента от 29 декабря 2015 года № 153. Проводимая уполномоченным по этике работа освещается на интернет-ресурсе Департамента, в СМИ, в социальных сетях (Facebook, Instagram, ЕПИРГО и на 8 интернет-ресурсах терУГД).

         За 2022 год согласно утвержденных Планов работы уполномоченным по этике совместно с другими структурными подразделениями проведены следующие мероприятия по противодействию коррупции.

         Согласно утвержденного Медиа плана ДГД и УГД за год в рамках разъяснения налогового и таможенного законодательства, формирования положительного имиджа службы опубликовали 9026 выступления в СМИ, в т.ч. 180  - в печатных СМИ, 193 прямой эфир и 7197 публикаций в социальных сетях Facebook, Instagram, Twitter, atr.kgd.gov.kz, 210 выступлений по ТВ «Atyrau TV», «Caspian news», в т.ч. регулярно в телепередачах «Қоғам сөзі»,  «Өзекті мәселе", «Елге Кызмет», "Назар-ток шоу", 59 zoom конференций, 473 «круглых»  столов  и семинаров.

         Посредством «Контакт Центр» КГД (1414/3) поступило 13010 обращений.  В среднем оператор принимает по (40-45) звонков в день. По состоянию на 30.12.2022 г удельный вес положительной оценки составляет-98,2%.

         Так же на уровне Департамента функционирует Контакт Центр (30-90-35, 31-84-27) по итогам 2022 года поступило 4515 звонков.

         На уровне Департамента создана группа в телеграмм канале. С начала года представлены ответы на 6595 вопросов обращений. В день поступают порядка 50-55 обращений. Количество пользователей на 30.12.2022 -2225.

В целях популяризации мобильного приложения «Е salyq Аzamat» проведено  мероприятий -2678, в том числе пользователей 90457 (на 25.12.2022 г)

         Популяризация мобильного приложения «e-Salyq Business». Массово-разъяснительная работа ведется на постоянной основе. За 2022г проведено 3519 массово–разъяснительных мероприятий, всего пользователей 46101(на 28.12.2022 г).

         Также опубликованы 1524 публикаций в социальных сетях, взаимодействие с привлечением медийных личностей, блогеров и изготовление видеороликов касательно e-salyqAzamat-234, размещены 76 баннеров в городе, районных центрах и сельских округах, также ведется трансляция на Led-экранах города и районов, распространены 17182 брошюры на различную тематику в местах скопления населения (ТД, ЦОНы, рынки и т.д), прошло 28 выступлений на ТВ. Эти приложения являются важным инструментом предупреждения коррупции.

         По пилотному проекту СНТ проведено 276 разъяснительных мероприятий,  изготовлено и распространено 1550 тематических брошюр. Еженедельно со проводится конференция на платформе ZOOM с участием сотрудников Департамента, территориальных УГД и налогоплательщиков, за 2022 года проведено 54   ZOOM конференций.

         Информационная работа проводится по освещению работы по профилактике коррупционных правонарушений. Всего за отчетный период опубликовано 225 материала антикоррупционной направленности.