Дата публикации: 10.07.2023 19:48
Дата изменения: 10.07.2023 20:13

Время:15:00

Дата: 25.06.2023 г.

 

Председательствующий:

Руководитель Департамент государственных доходов по Атырауской области Сауданбеков А.Т.

 

Присутствующие:

Руководители Управлений Департамента государственных доходов по Атырауской области, члены рабочей группы по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков.

 

25 июня 2023 года было проведено публичное обсуждение по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента государственных доходов по Атырауской области. Руководитель Департамента государственных доходов Сауданбеков А.Т. поприветствовал присутствующих и открыл публичное обсуждение внутреннего анализа коррупционных рисков.

Далее слово было дано руководителю отдела служебных расследований Капышевой А.Ж.

  • Согласно исполнению проекта ТБН №4 «Предупреждение и противодействие коррупции» по плану проводится публичное обсуждение результатов ВАКР (внутреннего анализа коррупционных рисков). В деятельности Департамента, с поручением Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет) в соответствии приказа Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции №21 от 16.01.2023 года «Об утверждении Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков»  приказом № 160 от 25.04.23 была начата работа по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков. Для выполнения анализа были использованы методические рекомендации по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков (далее–Методические рекомендации), утвержденных приказом Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции №488 от 30.12.2022 года. По итогу внутреннего анализа, из выявленных коррупционных рисков в деятельности Департамента, 3 коррупционных риска было согласовано Комитетом государственных доходов.

 

1. Управление администрирования  косвенных налогов

Управлением администрирования косвенных налогов за 2022 год в целях обязательной постановки на регистрационный учет по НДС (по налогоплательщикам, оборот которых за 2019-2022гг. превышают минимум оборота для постановки на регистрационный учет по НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 82 Налогового кодекса) направляются уведомления об устранении нарушений налогового законодательства. Территориальными управлениями выставлены уведомления налогоплательщикам.

При этом имеются случаи, когда налогоплательщики, после получения уведомления об устранении нарушений налогового законодательства РК (далее – уведомление), для обязательной постановки на регистрационный учет по НДС, подают заявления о прекращении деятельности отдельных категории индивидуальных предпринимателей в упрощенном порядке на основании статьи 67 Налогового кодекса, без исполнения уведомления об устранении нарушений налогового законодательства РК, так как законодательном не запрещено прекращение деятельности при наличии неисполненных уведомлений.

Указанная проблема, влияет при снятии с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя, информационная система не проводит сверку по имеющимся не исполненным уведомлениям и программа автоматически проводит снятие индивидуального предпринимателя с регистрационного учета.

Вместе с тем, по имеющимся не исполненным уведомлениям нет возможности поставить на регистрационный учет по НДС снятого с регистрационного учета индивидуального предпринимателя и привлечь к административной ответственности по статьям 269 (нарушение налогоплательщиком установленного законодательными актами РК срока подачи налогового заявления) и 275 (совершение оборота за период не постановки на учет в качестве плательщика) КоАП РК

В данном случае вероятность коррупционных рисков может иметь место, так как законодательно не запрещено прекращение деятельности при наличии неисполненных уведомлений.

Для решение данной проблемы, рекомендуется внести изменения и дополнения в статью 67 Налогового кодекса, а именно дополнить пункт 7, невыполнение требований, указанных в пункте 2 статьи 82 Налогового кодекса.     

 

 

2.Управление тарифного регулирования и стоимости

         Для определения таможенной стоимости товара с применением методов определения таможенной стоимости проверяющее должностное лицо выгружает с базы данных «OracleBi» (база, содержащая ранее оформленные декларации на товары) сведения по соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС. Выгруженные сведения должностным лицом вручную обрабатывается и самостоятельно выбирает ценовую информацию в соответствии с критериями, в пределах нормы таможенного законодательсва РК.

         По результатам каждой таможенной проверки выявляются факты занижения таможенной стоимости. В ходе проверки для определения таможенной стоимости проверяющее должностное лицо самостоятельно (вручную) находит ценовую информацию по сведениям, выгруженных с базы данных системы «OracleBi».

          Ручной поиск ценовой информации осуществляется на всех этапах таможенного контроля:

         - до выпуска товаров с 01.02.2023 года при срабатывания стоимостного профиля риска по «желтому коридору» декларации на товары поступают в ЦЭТ КГД МФ РК,

         - сотрудниками Управления тарифного регулирования при срабатывания стоимостного профиля риска № 255,256,351,353 по «синему коридору»,

         - при таможенной проверке после выпуска товара.

         Коррупционным риск: имеет место человеческого фактора.

         В целях исключения субъективного подхода при определении таможенной стоимости необходимо:

         - создать единую автоматизированную систему данных с единым индикатором ценовой информации или ежеквартально направлять в ТОГД утвержденную ценовую информацию по всем товарам.

         На этапе таможенного контроля до выпуска товара в ИС АСТАНА-1 разработать модуль автоматизированного поиска необходимой ценовой информации;

         - полагаем, что необходимо данное предложение законодательно закрепить в главе 11 Кодекса РК «О таможенном деле в РК» и  решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 года № 42.

 

3.Управление аудита

Специалистами Управления аудита на постоянной основе ведется всесторонний мониторинг проверяемых налогоплательщиков, согласно подпункту 1) пункта 9 статьи 48 Налогового кодекса.

В этой связи в целях полноты и своевременности дополнительных начислении налогов в бюджет и недопущения потери сроков исковой давности особое внимание уделяется к завершению проверкам по которым истекает срок исковой давности.

По состоянию на 31.12.2022 года все проверки, по которым были риски потери срока исковой давности были завершены.

По состоянию на 01.01.2023 года в производстве Управления аудита находилось 47 проверок, из них завершено 31 налоговых проверок, из них комплексных 28 проверок, тематических 3 по результатам которых до начислено 1 135 млн. тенге, взыскано 3 555 млн.тенге, в том числе по текущей задолженности 52 млн.тенге, по задолженности прошлых лет 3 503 млн.тенге.

         В данном случае, вероятность коррупционных рисков может иметь место при истечении сроков исковой давности.

         Рекомендуется внести нововведение в 48 статью Налогового кодекса, предусматривающая приостановление течения срока исковой давности после вручения Предписания проверяемым налогоплательщикам.

         Далее члены рабочей группы поделились своими мнениями, выводами по проведенному анализу коррупционных рисков в Департаменте. Руководитель Департамента государственных доходов Сауданбеков А. поблагодарил присутствующих за проделанную работу и завершил обсуждение результатов ВАКР.

 

 

         Протокол вела                                                  Сағатқалиева А.О.